Серия 4-х цилиндровых рядных двигателей GA
появилась в 1987 году и пришла на смену
серии двигателей E (13, 15).
Устанавливались они на автомобили
малого и среднего класса фирмы NISSAN до 2001
года. История
развития серии.
Первыми
появились полуторалитровые моторы
имевшие 3 клапана на цилиндр: GA15S
(карбюраторный) и GA15E (многоточечный
впрыск). Мощность первого составляет 85 л.с.
при 6000 об/мин, а более экологически
чистый GA15Eразвивал 97 л.с.
при тех же оборотах. Предназначались эти
двигатели для NISSAN SUNNY FB12 и PULSAR
FN13. У этих моторов в механизме
газораспределения присутствует один
распредвал, который приводит в движение
8 впускных (по два на каждый цилиндр) и 4
выпускных клапана. Один ряд клапанов
толкается непосредственно распредвалом,
а другой с помощью коромысел (система SOHC).
Новые по тем временам двигатели
получили цепной привод
газораспределительного механизма (у
двигателей серии Eв
приводе ГРМ был зубчатый ремень).
Дальнейшим
развитием серии стали двигатели,
имеющие два распределительных вала и
четыре клапана на каждый цилиндр (система
DOHC). Причём у них в приводе
ГРМ имеется две цепи. Первая из них,
большая по размерам, соединяет
звёздочку коленвала с небольшим валом,
от которого, в свою очередь, приводится в
движение вторая цепь. Данная цепь
соединяет вал со звёздочками, сидящими
непосредственно на распредвалах.
В
1989 году появились карбюраторные
варианты таких моторов: GA13DS, GA14DS, GA15DS.
Причём, карбюраторы на этих двигателях
были с электронным управлением (впрочем
как и на их предшественнике - GA15S).
Двигатель
GA13DS выпускался с 1989 года по 1997 год и
явился самым "слабым"
представителем серии. Устанавливали его,
в основном, на грузопассажирский
универсал NISSAN AD (до 1997 года) и на широко
известный седан малого класса NISSAN SUNNY B13
(до 1994 года). Причём этим двигателем
оснащались машины предназначенные для
продажи только на внутреннем японском
рынке. Мощность мотора с рабочим объёмом
1,3 л составила 79 л.с. при 6000 об/мин, а
крутящий моментсоставил
104 Нм при 3600 об/мин.
Следующий
представитель серии - GA14DS, напротив,
предназначался для установки на "европейские"
NISSAN SUNNY, на "чистокровных" японках
он замечен не был. Мощность этого
двигателя составила 75 л.с. при 6000 об/мин,
крутящий момент равен 112 Н м при 4000 об/мин. В
1994 году его сменил GA14DE
с многоточечным электронным впрыском
топлива, обладавший мощностью 88 л.с. при
6000 об/мин и крутящим моментом 116 Н м при
4000 об/мин. Этот двигатель ставили
сначала на SUNNY, который в 1995 году был
заменён моделью ALMERA. Судя по всему, этот
двигатель сняли с производства где - то в
2000 году с уходом старого поколения NISSAN
ALMERA.
Самым
распространёнными агрегатами серии GA
стали конечно - же
полуторалитровые GA15DS иGA15DE.
Сначала
это был карбюраторный GA15DS, ставший
основным мотором для NISSAN SUNNY (кузов FB13)
и PULSAR (кузов FN14).
Оснащали этим двигателем также модели: AD
(кузов MVFY10), SUNNY CALIFORNIA(кузов WFY10), PRESEA(кузов R10). Мощность
этого двигателя составила 94 л.с. при 6000
об/мин, а крутящий момент 125 Н м при 4000 об/мин.
Причём на SUNNY, PULSAR
и PRESEA этот двигатель
устанавливали до 1995 года, а для
грузопассажирского универсала NISSAN
AD этот агрегатпродолжали
выпускать вплоть до 1997 года.
В
1994 году на смену
карбюраторному мотору пришёл GA15DE с
многоточечным электронным впрыском
топлива (вообще следует отметить, что
примерно в 1993 - 95 годах японские
автопроизводители прекратили выпуск
большинства моделей карбюраторных
двигателей, как не соответствующих
жёстким экологическим нормам,
действующим в Японии и
западноевропейских странах).
Благодаря электронному впрыску,
мощность возросла до 105 л.с при 6000 об/мин,
а крутящий момент достиг 135 Н м при 4000 об/мин.
Этот двигатель выпускали до 2001 года, и
устанавливали на модели: SUNNY (кузов
FB14), PULSAR (кузов
FN15), ALMERA (кузов
FN15), AD (кузов MVFY10
c 1997 года), PRESEA (кузов
R11), WINGROAD (кузов
WFY10), LUCINO (кузова
FN15 и FB14), RASHEEN
(кузов RFNB14).
Отдельно
следует выделить самого "объёмистого"
представителя серии GA16. Дело в том,
что этот двигатель ставили как на SUNNY/PULSAR,
так и на автомобили более высокого
класса. Им оснащали NISSAN PRIMERA (только для
европейского рынка), AVENIR (PRIMERA WAGON), BLUEBIRD.
Причём этот двигатель появившись в 1990
году был как в карбюраторном варианте (GA16DS),
так и с многоточечным электронным
впрыском топлива (GA16DE).
Карбюраторные GA16DS выпускались как
для внутрияпонского рынка, так и для
Европы. Для европейского рынка этот
мотор имел мощность 90 л.с. при 6000 об/мин и
устанавливался, в основном, на NISSAN
PRIMERA (кузов P10)и PRIMERA WAGON (кузов W10)
до 1995 года. Для японского рынка этот
двигатель выпускали дольше, его ставили
на модель AVENIR в
грузопассажирском вариантевплоть
до 1998 года. Также этот силовой агрегат
был замечен на NISSAN BLUEBIRD (кузов
U13). Мощность этого
двигателя для японского рынка
составляла 97 л.с. при 6000 об/мин.
Выпуск
GA16DEоснащённого
многоточечным впрыском топлива начался
параллельно с выпуском его
карбюраторного собрата. Но это только
для Японии, в Европе же этот двигатель
появился только в 1995 году и полностью
заменил GA16DSв
производственной программе NISSAN.
Мощность GA16DE
варьировалась от 102 л.с. (для "европеек")
до 110 л.с. (для "японок"). В
1995 году этот двигатель подвергли
модернизации - его мощность возросла до
120 л.с. при 6400 об/мин. Правда ставили этот
модернизированный мотор только на
японские NISSAN SUNNY (кузов EB14)
и PULSAR (кузов EN15).
Особенно хорошо пришёлся этот
агрегат для 3-х дверных NISSAN PULSAR
в модификации X1R, т.к.для такой лёгкой машины мотор в 120 л.с.
обеспечивал отличную динамику.
Опыт
эксплутатации.
По
многочисленным отзывам владельцев,
двигатели серии GA очень
неприхотливы в эксплуатации и не
требовательны к качеству масла и
топлива (хотя злоупотреблять этим
конечно - же не стоит). Основные
отличительные черты этих двигателей -
простота и надёжность.
Наиболее
часто возникающие проблемы с этими
двигателями касались карбюраторов. У
них из-за нашего "качественного"
этилированного бензина могут
засоряться сеточки, жиклеры, а также
сбивается электроника. Двигатели
оснащённым впрыском топлива - более
безпроблемны.
Из
других особенностей серии GA стоит
отметить наличие цепи в приводе
газораспределительного механизма (что
является несомненным достоинством).
Привод клапанов у всех двигателей серии
- через тарельчатые толкатели без
гидрокомпенсаторов. Это означает, что
тепловые зазоры клапанов необходимо
периодически регулировать, но это же
обстоятельство делает двигатель менее
требовательным к качеству масла.
Сложных систем изменения фаз
газораспределения у этих двигателей
также нет. В целом, следует отметить, что
двигатели серии GA не менее надёжны (а
в чём-то и надёжнее) в эксплуатации, чем
тойотовские двигатели аналогичного
литража серии A (4A, 5A).