Одной и основных составляющих электрооборудования каждого автомобиля является генератор. В одной связке с регулятором напряжения этот основной источник электроэнергии будет называться генераторной установкой. В последнее время популярностью среди авто больше стали пользоваться генераторы так называемого переменного тока. Они в достаточной мере дают ответ требованиям, которые только предъявляются им.
Требования, предъявляемые генераторам.
1. Обязательным условием работы генератора является бесперебойная подача электрического тока, которая обеспечит устройство достаточной мощностью. Осуществляется это за счет одновременного энергоснабжения всех потребителей и зарядки АКБ. При штатной работе всех потребителей, у двигателя, соответственно, должен происходить минимальный разряд АКБ. Все диапазоны частот вращения ротора и сумма электрических нагрузок должны обеспечивать напряжение бортовой сети в разных пределах, которые задаются необходимостью потребителей.
2. Ресурс генератора должен быть достаточно большим, а сам генератор иметь достаточную прочность. Что касается радиопомех и шума, то они должны быть минимальными.
Автомобильный генератор – его устройство.
Конструктивно генераторные установки делятся на две группы. Компактно сконструированные генераторы, во внутренней полости которых находятся два вентилятора, а так же генераторы обычной или традиционной конструкции. Отличаются они расположением вентилятора, который находится у приводного шкива. Не редким оснащением «компактных» генераторов является привод, отличающийся повышенным отношение передачи вращения через так называемый поликлиновый ремень. Из-за этого можно встретить другой вариант их названия – высокоскоростные генераторы.
В самих группах так же есть отличия. Есть генераторы с расположением щеточного узла во внутренней полости как раз между ротором (его полюсной системой) и задней крышкой. У других генераторов контактные кольца вместе со щетками располагаются снаружи. Кроме этого, генератор имеет регулятор напряжения сети и кожух-выпрямитель.
Описание принципа работы автомобильного генератора.
Работает генератор за счет принципа эффекта электромагнитной индукции. Поток магнитных импульсов пронизывает специальную медную катушку, что на выходах этой же катушки обеспечивает возникновение переменного напряжения тока. Образование магнитного потока же достигается за счет пропускания через катушку электрического тока. Что бы получить переменный ток, достаточно просто пропустить постоянный электроток через катушку, которая называется обмоткой возбуждения. Полюсная система направляет магнитный поток к катушкам, а уже вместе с обмоткой возбуждения они наводят нужное переменное напряжение. По круговому принципу, питание обмотки возбуждения идет от генератора, который работает на самовозбуждении. Для обеспечения достаточного самовозбуждения необходимы определенные высокие частоты вращения.
Необходимые характеристики генератора для стандартной работы автомобиля.
Понятие ТСХ (или токоскоростная характеристика) относится к основным характеристикам генератора. Определяет она зависимость электрического тока, отдаваемого генератором, от величины, обратной периоду вращения ротора. Обязательным условием является постоянное напряжение силовых выводов самого генератора.
Помимо этой характеристики, есть еще и частота самовозбуждения. Эта характеристика измеряется при вращении двигателя. Значение не должно превышать частоту вращения холостого хода. Обязательным условием является включение лампы контроля состояния работоспособности в установке генератора с мощностью, которая оговаривается в документации генератора фирмой-изготовителем.