FAQ Nissan RSS
Назад в разделы: Главная - Полезная информация


Системы курсовой устойчивости автомобиля


По статистике в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает около 30-ти тысяч человек, и порядка 300 тысяч участников движения получают те или иные травмы. Вместе с тем, доля автомобильного транспорта в области грузо- и пассажиро-перевозок постоянно увеличивается.

Однако мощность моторов, общая динамика транспортных средств и плотность дорожного потока растут быстрее, чем шоферское мастерство. Водителю, управляющему современной «легковушкой», все чаще требуется не просто знание ПДД и внимательность на перекрестках, но порой и практически спортивная реакция, навыки скоростного руления, наработанные рефлексы стабилизации развивающегося заноса, профессиональное хладнокровие при экстренных торможениях.

Не всякий автовладелец имеет возможность и желание осваивать элементы спортивной езды или вникать в физику взаимодействия колес и дорожного покрытия. Часть водительских функций может быть с успехом возложена на автоматику самого автомобиля, в частности, на так называемую систему курсовой устойчивости или по-другому – систему динамической стабилизации.

Представим ситуацию, когда перед движущимся транспортным средством внезапно возникает препятствие. Это может быть упавший с грузовика предмет, перебегающее дорогу животное, движущееся без габаритных огней тихоходное транспортное средство, незаметное в ночи и тумане, или стремительно распахнутая дверь остановившейся на заснеженной обочине «легковушки». Как правило, времени на торможение в этих случаях уже не остается, а попытка объезда даже на сухом асфальте может закончиться заносом и переворачиванием, ведь шины резко брошенного сначала в одну, потом в другую сторону автомобиля наверняка потеряют сцепление с дорогой. Остановить вращение машины вокруг вертикальной оси помогает компьютер.

Например, при резком перестроении влево водителю приходится делать пару резких вращений «баранкой»: сначала влево, затем тут же вправо. В начале этого маневра возникает опасность заноса машины в направлении против часовой стрелки, а в конце маневра – в направлении по часовой стрелке. Система ESP притормаживает сначала заднее левое колесо, стараясь направить автомобиль влево, а затем притормаживает переднее левое колесо, предотвращая неконтролируемый разворот вправо и переворачивание через крышу.

Система динамической стабилизации включается в работу и на виражах с переменным радиусом, когда водителю приходится доворачивать руль в процессе маневра. В этом случае может возникнуть снос передней оси и занос задней. ESP так распределяет тормозные усилия, чтобы траектория качения каждого колеса как можно меньше отклонялась от линии перемещения центра масс автомобиля. Без системы курсовой устойчивости недостаточный или избыточный поворот кузова привел бы к заносу задней или сносу передней оси. Но электроника и автоматика поддерживают заданный рулевым управлением курс, притормаживая соответствующие колеса так, чтобы вектор фактического движения шасси совпал с направлением, которое задает водитель.

С 2011 года подобными системами оснащаются все автомобили, предназначенные для эксплуатации на дорогах Америки и Европы. В зависимости от марки машины система динамической стабилизации имеет аббревиатуру:

1. Electronic Stability Programme, – аббрев. ESP
2. Electronic Stability Control, аббрев. ESC - на авто Honda, Kia, Hyundai
3. Dynamic Stability Control, аббрев. DSC - на авто BMW, Jaguar, Rover
4. Dynamic Stability Traction Control, аббрев. DTSC - на авто Volvo
5. Vehicle Stability Assist, аббрев. VSA - на авто Honda, Acura
6. Vehicle Stability Control, аббрев. VSC - на авто Toyota
7. Vehicle Dynamic Control, аббрев. VDC - на авто Infiniti, Nissan, Subaru.

Опыт эксплуатации показал высокую эффективность этих систем и многократное повышение общей безопасности оснащенных им автомобилей. Хотя, конечно, стоит помнить и то, что основная задача ESP, VDC или DTSC – помощь водителю в редких чрезвычайных обстоятельствах. И лучше, если маршрут, скорость и его стиль езды выбраны так, что необходимости в экстренном вмешательстве автоэлектроники не возникает.






comments powered by Disqus