Nissan Primera 2001. Большой расход топлива (порядка 20 литров)
После осмотра автомобиля выяснилось, что на данном автомобиле установлен двигатель QG18DE. При проведении первоначального осмотра выяснили, что MAF-sensor был заменён, и что авто уже пытались ремонтировать уже несколько раз (мы заметили следы потертостей, характерные при проведении работ по снятию и обратной установке гофры воздуховода, корпуса воздушного фильтра, наличию совдеповских болтиков на катушках зажигания и т.д. MAF-sensor стоит новый, это видно по отсутствию грязи, да и Клиент подтвердил данный факт). На эти вопросы всегда стоит обращать внимание, потому что они могут дать толчок к дальнейшим рассуждениям.
Действительно, двигатель разгонялся, но как-то "вяло и неохотно". Первичная проверка и замеры указывали на неисправность MAF-sensor(в статике 1.03 v,на холостом ходу 1.45.- 1.53 v ), но идею о замене этого сенсора мы отставили на потом. Сняли форсунки и проверили их на "баланс, производительность и удержание топлива". Проверили систему зажигания и состояния цепи газораспределительного механизма по датчикам коленчатого и распределительного валов. Проверили топливную систему (производительность и рабочее давление ).
Особых претензий не было. Свечи имели бархатно-черный налет. Явно "богатая" смесь - пока визуальный вывод. Хотя Датчик кислорода "отрабатывал" на ХХ нормально.
Осмотрели катализатор. Он на просвет "светился", что указывало на его "проходимость", явных признаков его неисправности не было. Проведя некоторое время в поисках неисправности мы поняли, что "немного" зашли в тупик. И решили пока оставить автомобиль в покое, просто как бы "забыть про него". И вернуться к нему позже.
Это хороший способ "решения неразрешимых на первый взгляд проблем",- отойти в сторонку от проблемы, заняться чем-то другим, а потом снова вернуться к "нерешенному" - "мозги-то продолжают крутиться и продолжают "фоново" решать нерешенное".
Через какое-то время вернулись к автомобилю и, поразмыслив, предположили, что двигателю по какой-то причине не хватает воздуха(черные свечи). Всё остальное было, вроде бы, исправным. Поставили себе задачу проверить полностью впускной тракт начиная от воздухозаборника и заканчивая впускными клапанами. Итак: "Тракт впуска до воздушного фильтра"- "претензий нет". Удаляем воздушный фильтр для проверки - претензий тоже нет.
Далее осматриваем верхнюю часть корпуса воздушного фильтра и наблюдаем такую картину: "На сетке корпуса MAF-sensor установлено бумажное кольцо" (фото 1 и 2):
фото 1 фото 2
Зачем? Его там быть не должно. Удалили это кольцо и решили попробовать запустить двигатель и проверить его работу. Что оказалось: холостой ход стабилизировался, вопросов к работе двигателя уже нет, показания MAF вернулись к норме ( 1.26 v - 1.35 v ). Можно радоваться и отдавать машину Клиенту? Нет. Потому что двигатель перестал разгоняться более чем 2500 оборотов - вообще. Тут мы еще больше озадачились, но решили проверять далее. К дроссельному патрубку претензий нет, "гофры" чистые. Далее при тщательном осмотре обратили особое внимание на: - заслонки, которые стоят во впускном тракте(как на двигателях 7A-FE, 4A-FE), которые перекрывают впускной коллектор на каждом цилиндре - их вакуумный привод (фото 3, позиция 2), который стоит неподвижно при любых режимах работы двигателя. Это насторожило...
фото 3
Начали проверять вакуумную систему данного привода и обнаружили, что вакуум подается на электроклапан вакуум-привода через обратный клапан (фото 3, позиция 1). Проверили его - исправен. При дальнейшем изучении вакуумной системы обнаружилось вот что: Трубка идущая от обратного клапана (фото 4, обозначена красной точкой), приходит сразу (!!!) на вакуумный привод, мимо электро\клапана управления, и получается, что трубка на клапане просто закольцована (фото 4,обозначено синей точкой ).
фото 4
Электроклапан устроен таким образом , что при подаче на него управляющего сигнала (12 v) , на управляемое устройство подается разряжение (подводимое с впускного коллектора через обратный клапан), а при отсутствии сигнала управления с контроллера, подается атмосферное давление (клапан сообщается с атмосферой в одном из его положений), т.е подает атмосферное давление на управляемое устройство, в данном случае вакуумный привод заслонок).
При снятии вакуумной трубки с вакуумного привода заслонок, было слышно явной шипение, т.е. наличие вакуума ( двигатель незапущен). И сразу же что-то щелкнуло, как потом оказалось , это заслонки вернулись в открытое состояние(на фото 5 обозначено красной стрелкой):
фото 5
Далее запускаем двигатель (температура ОЖ + 40 градусов Цельсия), заслонки остались неподвижными, при достижении примерно 65-65 градусов, заслонки встали в положение "закрыто", как и находились все время до наших поисков . Двигатель прогрели до рабочей температуры и попробовали прибавить обороты дросселем ("нажали на газ").
Так и хочется сказать: "чудо свершилось", но какое-то это "чудо", просто мы вернули двигателю его первоначальное состояние для "нормальной работы".
Двигатель послушно отозвался на открытие дросселя без "провалов" и смело разогнался до "отсечки".
фото 6: вакуумный привод заслонок 1 - электро-клапан управления данным приводом
фото 7: правильное подключение системы управления заслонок.
фото 8: месторасположение на двигателе данных элементов.
Далее был пробный заезд и Клиент просто не узнал свой автомобиль! Как он сказал: - Полтора года передвигаюсь на нём и всегда считал, что это не "тупизна", а так должно быть! И расход топлива должен быть 20 литров на 100 километров пробега и не меньше. - И кто Вам такое сказал? - А когда покупал, то продавец меня уверил, что это "особенность" всех "Нисанов". Получается, что это неправда?
Неправда. И не только это. Хаять никого не буду, скажу откровенно: этот автомобиль побывал в нескольких автомастерских, в том числе и у "официалов". Там ему заменили MAF-sensor и "отпустили с Богом".
Два вопроса остаются: - кто поставил "колечко" на MAF-sensor - кто снимал и перепутал трубки